Описание |
Описание
программы InjDiagnost |
Анализ развития электронных систем управления работой ДВС показывает,
что системы блока управления двигателем, ответственные за обнаружение
собственных неисправностей, не могут определить все неисправности и требуется вмешательство человека для
обнаружения неисправности. Для этого имеется большое количество программ,
такие как «Мотор-тестер», «АВТОАС-СКАН»,
которые предоставляют пользователям возможность просматривать и изменять
различные параметры работы современного двигателя для определения его
неисправности. На пользователя ложится сложная задача правильного
интерпретирования полученных данных и выдачи законченного результата. Программа
«InjDiagnost» предназначена для оперативного определения
технического состояния современных двигателей оснащенных электронной системой
управления двигателем (ЭСУД) и исправности его основных элементов. Авторы, специалисты
в области диагностирования инжекторных двигателей, при создании программы
ставили задачу облегчить работу по диагностике инжекторных двигателей и
создать компьютерную программу, способную определить неисправность не только
датчиков и исполнительных механизмов, но и оценить степень износа, измерить
мощность и крутящий момент двигателя, а также исправность некоторых
механических элементов (например: термостата). Данная программа
будет полезна: – владельцам
российских автомобилей – для оценки технического состояния и исправности
основных элементов двигателя своего автомобиля, до покупки, во время
эксплуатации и перед продажей; – диагностам
инжекторных двигателей – для оперативного и автоматического определения
неисправных элементов двигателя для его ремонта; – тюнингистам
двигателей – для определения мощности и крутящего момента двигателя до и
после его настройки (тюнинга и чип-тюнинга). Возможности. Данная версия
программы позволяет получить следующие параметры: 1) Максимальную мощность двигателя. 2) Максимальный крутящий момент двигателя. 3) Относительное состояние элементов камеры
сгорания. 4) Относительный коэффициент механических
потерь. 5) Относительный вклад каждого цилиндра в
работу двигателя. 6) Состояние датчика положения коленчатого
вала (ДПКВ). 7) Состояние датчика положения дроссельной
заслонки (ДПДЗ). Данная версия
программы может работать со следующими блоками управления: 1) Январь 4 (двигатель с 8 клапанами). 2) Январь 4.1 (двигатель с 16 клапанами). Основные
определения. Протокол – файл
программы «InjDiagnost» в котором
записываются основная информация об исследуемом двигателе и все ответы блока
управления двигателем во время испытания. Протокол испытания перезаписывается
после проведения каждого испытания. Местонахождение файла протокола InjDiagnost/Save/Protocol.txt и он
доступен для просмотра в любом текстовом редакторе. Программа InjDiagnost позволяет сохранять протокол для последующей
обработки и сравнения. Отчет – электронный
или напечатанный документ, который в краткой форме содержит все результаты
обработки исследования двигателя. Просмотр и печать отчета будет доступен в
коммерческой версии программы. Страницы
программы. Программа – страница программы с основной информацией. Внизу
страницы находится кнопка «Показывать
при запуске» – отключив ее, при следующем запуске программы, будет
открыта другая страница – Сведения. Настройки – страница программы с основными настройками.
Позволяет выбрать номер последовательного порта СОМ к которому подключен
адаптер, тип двигателя по количеству клапанов и тип блока управления. Также
на данной странице пользователю будет доступно введение основной информации о
пользователе программы для печати в отчете. Сведения – страница программы, на которой необходимо ввести основные
сведения об исследуемом автомобиле (такие как марка автомобиля, модель ЭБУ,
номерной знак и пробег автомобиля), об операторе проводящему исследование, и
дополнительные сведения, необходимые в последующей работе. Заполнение
информации на данной странице является необязательным. ЭБУ – «Электронный блок управления» – страница
программы, на которой производится подключение к блоку управления двигателя и
чтение основных паспортных данных ЭБУ при нажатии на кнопку «Подключиться». На вкладках «Паспорт ЭБУ» и «Комплектация» находится соответствующая информация. Ошибки – страница программы, на которой можно прочитать
список ошибок обнаруженных блоком управления двигателя и сохраненных в памяти
после нажатия на кнопку «Опрос», а
также расшифровку полученных ошибок. Нажатие на кнопку «Сброс ошибок» позволяет очистить память ЭБУ от сохраненных
ошибок. Внимание! В данной
версии программы функция просмотра ошибок и очистка их из памяти ЭБУ
недоступна. Испытания – основная страница программы, на которой имеются следующие
вкладки – Испытание, Обработка, Результат. Вкладка Испытание
– вкладка, на которой, нажав на кнопку «Испытать»
запускается программа испытания двигателя. Во время испытания
оператору на экране высвечивается подсказка необходимых действий. Все испытание
двигателя условно можно разделить на три этапа: 1) Плавное нажатие
на педаль газа до упора за 5-10 сек. 2) Удержание педали
газа в нажатом состоянии 40-60 сек. 3) Плавное полное
опускание педали газа 5-10 сек. Во время испытания
двигателя программа несколько раз в секунду производит опрос из блока
управления двигателя необходимых для дальнейшего анализа параметров и
временное сохранение их в файле протокола. Результаты испытания, находящиеся
в файле протокола автоматически не сохраняются, и при следующем испытании
стираются и записываются новыми данными, поэтому при необходимости их
использования в дальнейшем необходимо использовать принудительное сохранение
в меню Файл®Сохранить. При сохранении протокола программа самостоятельно
присваивает имя новому файлу и размещает его в папке InjDiagnost/Save. Внимание! Для
получения наиболее полной информации об испытуемом двигателе необходимо
использовать жесткие формы его испытания, особенно при реконструкции графиков
крутящего момента и мощности. Поэтому во время испытания, частота вращения
коленчатого вала двигателя должна достигать до 5500…6000 об/мин (выше
начинает работать ограничитель частоты вращения блока управления двигателя,
который принудительно отключает подачу топлива). Исправные (без трещин на шатуне
и поршнях от старости) карбюраторные автомобильные двигатели ВАЗ работали до
частоты вращения 7000…7500 об/мин. Поэтому во время испытания, услышав «рев»
российского мотора, не надо «бросать» педаль газа. Вкладка «Обработать»
– содержит единственную кнопку «Обработать»,
нажатие на которой инициализирует
процесс обработки данных испытания находящихся в файле протокола. Индикаторы
на вкладке показывают этап обработки. Внимание! В файле
протокола находится результат последнего испытания и при необходимости
обработки результатов сохраненного на диске испытания необходимо
принудительно перечитать файл протокола используя меню Файл®Прочитать Вкладка «Результат»
– представляет результаты обработки испытания двигателя на соответствующих
страницах: – Двигатель – данные
о максимальной мощности и максимальном крутящем моменте двигателя, а также
коэффициент механических потерь и коэффициент состояния камеры сгорания. Коэффициент механических потерь – во время работы
программы «InjDiagnost» при обработке
результатов испытания определяется значение механических потерь в двигателе.
Механические потери у нового двигателя высокие, при приработке двигателя они
снижаются и в дальнейшем по мере износа они снова увеличиваются. Чем ниже
механические потери, тем ниже значение
данного коэффициента. Коэффициент состояния камеры сгорания – при
обработке результатов испытания определяется максимальное давление газов в
камере сгорания, данный параметр характеризует состояние колец, поршней и
цилиндра двигателя. Чем лги новее, тем выше максимальное давление в цилиндре
и выше данный коэффициент. Значение описанных
выше двух коэффициентов определяются делением полученных значений на средние
значения для данного класса двигателей. В данной версии программы из-за
отсутствия статистических данных в качестве среднего его значения были
приняты данные, взятые из учебников ВУЗа. – Баланс – данные
представляют работу отдельных цилиндров и их вклад в общую работу всего
двигателя. Сумма вкладов всех цилиндров должна быть равной 100±1%. При
равномерной работе всех четырех цилиндров их вклад должен составлять по
25%.При низком значении вклада одного из цилиндров можно предположить его
высокую степень износа, скорее всего из-за некачественных запасных частей.
Если относительный вклад одного из цилиндров выше остальных , то можно
предположить произведенный недавно ремонт одного цилиндра. – ДПДЗ – Датчик
положения дроссельной заслонки – на странице представлена информация об
исправности данного датчика, а также график изменения положения дроссельной
заслонки во время испытания. Методика оценки его исправности не отличается от
общепринятой и представляет собой сравнение каждой точки построенного графика
с соседними. Решение о неисправности датчика принимается при наличии точек
явно не совпадающих со средней линией графика. Данный результат может быть
при неисправности датчика и при слишком резком нажатии на педаль газа. – ДПКВ – Датчик
положения коленчатого вала – на странице представлена информация об
исправности данного датчика, а также график изменения частоты вращения
коленчатого вала двигателя во время испытания. Методика оценки его
исправности заключается в следующем – программа сравнивает частоту вращения
коленчатого вала двигателя с предыдущим значением. Решение о неисправности
принимается при отличии показаний датчика от предыдущего более чем на 500
об/мин. Данный результат может быть только при сбое в работе датчика.
Программа выдает сигнал о неисправности датчика даже при наличии одного сбоя,
однако опыт авторов показывает, что на работы двигателя влияет наличие более
10 сбоев ДПКВ за период испытаний. Меню программы «InjDiagnost». Файл ® Прочитать
– позволяет прочитать сохраненный ранее протокол для его повторной обработки. Файл ® Сохранить
– позволяет сохранить протокол последнего испытания для сравнения и обработки
в последующем, а также для отправки его авторам программы по электронной
почте. Файл ® Выход –
закрыть программу «InjDiagnost». Команды ® Подключиться
– открывает страницу ЭБУ, а также производит
подключение к блоку управления двигателем и чтение паспортных данных. Команды ® Ошибки –
открывает страницу Ошибки, а также читает ошибки,
сохраненные в памяти блока управления двигателем. Команды ® Обработать
– открывает страницу Испытания ® Обработка и производит обработку данных последнего испытания или специально
прочтенного (Файл®Прочитать) испытания. Помощь ® Описание
– открывает данный файл для прочтения. Помощь ® Авторы –
имеет две закладки и позволяет открыть программу для написания электронного
письма авторам на injdiagnost@narod.ru или открыть
Интернет-сайт авторов www.injdiagnost.narod.ru. Помощь ® О программе – краткая информация о
программе «InjDiagnost». Работа с программой. Для работы программы
с блоком управления двигателем автомобиля необходимо наличие адаптера,
который вы можете приобрести в интернете или изготовить самостоятельно. Подсоедините адаптер
к СОМ-порту компьютера, или ноутбука, а также к диагностическому разъему
автомобиля. Запустите двигатель и прогрейте его до 80°С. Во время прогрева определите номер СОМ-порта к
которому вы подключили адаптер и выберите его на странице Настройки
® Номер порта. Если вы не
уверены в правильности выбора нажните кнопку «Проверь» и программа определит, подключен ли адаптер к разъему
данного СОМ-порта. При получении
отрицательного ответа попробуйте выбрать другие номера СОМ-портов для
нахождения адаптера. Также во время прогрева двигателя заполните
информационные поля на странице Сведения взяв их с испытуемого
автомобиля и нажмите кнопку «Подключиться»
на странице ЭБУ. После прогрева двигателя на странице Испытания
нажмите кнопку «Испытать» и далее
следуйте инструкциям программы. Во время испытания вам потребуется вначале
плавно нажать на педаль газа, потом удерживать ее в максимально нажатом
положении в течении примерно 50-60 сек. и затем плавно отпустить. В процессе
испытания программа автоматически будет включать и отключать подачу топлива в
цилиндры двигателя и поддерживать необходимую частоту вращения. Во время
проведения убедительная просьба не переживать за «неправильную» работу
двигателя и не дергать педаль газа. Внимание! Если в
течение более 2 сек. во время испытания двигатель вращается с максимальной
частотой вращения (6000 об/мин) вам необходимо прекратить испытание и
сообщить авторам прислав электронное письмо с вложенным файлом сохранения
протокола данного испытания. После окончания
испытания необходимо на странице Испытания перейти на вкладку Обработка и нажать на кнопку «Обработать». После окончания
обработки программа подготовит вам результаты на вкладке Результат и откроет
данную вкладку. Для показа
возможностей программы предоставлен протокол испытания лабораторного
двигателя, который можно прочесть (меню Файл®Прочитать) и после обработки (меню Команды®Обработать) посмотреть результат. Лицензионное соглашение. Данная программа
распространяется бесплатно, и вы используете ее на свой страх и риск.
Программа не вносит изменений в настройки ЭБУ автомобиля и испытывает
автомобиль в допустимом интервале частот вращения. Авторы не несут никакой
ответственности за любые последствия, принесенные автомобилю при неправильном
использовании данной программы и испытании неисправных двигателей! Планы. На данном этапе
причиной работы программы только с блоками управления Январь-4 стало наличие
на кафедре АДиС Казанского ГТУ им. А.Н.Туполева опытного двигателя
оснащенного данным ЭБУ. Сейчас авторы ведут работу над усовершенствованием
программы и созданием коммерческой версии программы «InjDiagnost». Основным отличием, которой будет возможность
диагностирования автомобилей ВАЗ оснащенных современных блоками управления
Январь-5 и подобными. Для уточнения алгоритмов анализа данных испытания нам
требуются статистические данные об испытанных двигателях. Поэтому у нас
просьба сохранить (Файл ® Сохранить) и прислать к нам по электронной почте протоколы
проведенных испытаний. Также у авторов имеется
вторая просьба. Для ускорения работ над второй версией и поддержания авторов
просьба перечислить 500 руб. на счет в сберегательном банке. В свою очередь
авторы гарантируют бесплатно прислать вторую и коммерческую версии программы
«InjDiagnost», как только они будут готовы. Выпуск следующей
версии программы планируется на март 2005 года. Сведения необходимые для перевода средств авторам: ИНН 7707083893 ПРИВОЛЖСКОЕ ОСБ
6670/0273 ОСБ БАНК ТАТАРСТАН
8610 СБ РФ КАЗАНЬ Р/С
30301810662000606221 К/С 30101810600000000603 БИК 049205603 Счет №:
42307810662211000336/48 Получатель: Шарипов
Эдуард Владиславович Авторы. С
уважением, Шарипов Эдуард Владиславович и Максимов Алексей Валерьевич. |
|
e-mail: injdiagnost@narod.ru сайт: www.injdiagnost.narod.ru |